Офис:  Представительство в г. Ноябрьск
Офис:  Представительство в г. Ноябрьск

Правила пользования огнетушителем

Правила пользования огнетушителем

Для применения огнетушителя необходимо соблюдать правила пользования огнетушителем и некоторые тактические приемы, которые установлены практикой пожаротушения. Они заключаются в верном приведении его в действие. Немаловажно также и то, каким образом подается струя огнетушащего средства на очаг возгорания.

Вообще действие любого огнетушителя очень кратковременно – от 10 до 40 секунд. Поэтому любые ошибки в их применении способны свести к нулю всю эффективность использования. Вместе с тем, если знать правила пользования огнетушителем и пользоваться ими в момент начала возгорания - можно обеспечить быструю ликвидацию даже крупных очагов пожара.

Прежде всего, при возгорании огнетушитель нужно подносить к месту пожара как можно ближе и лишь затем приводить в действие – но при этом, конечно, не стоит пренебрегать техникой безопасности, ведь огонь может перекинуться на Вас. При тушении нужно использовать экранирующее облако огнетушащего вещества как барьер для защиты от теплового излучения. Наступать на очаг пожара надо решительно, стараясь обработать площадь горения по максимуму.

В любом случае, прежде чем работать с первичными средствами пожаротушения, необходимо освоить правила пользования огнетушителем – это может пригодиться в случае пожара и, возможно, даже даст возможность спасти чью-то жизнь.

Добавлено: 26.12.2016

Популярная продукция
  • Журнал учета и технического обслуживания огнетушителей

    Журнал учета и технического обслуживания огнетушителей обязательно должен быть на предприятиях и в офисных центрах, где имеются огнетушители, которые, разумеется, должны подвергаться регулярной проверке, перезарядке и в, случае, нахождения неисправностей, ремонту.

    Образец журнала учета огнетушителей можно без проблем найти в интернете. Также несложно найти и пример заполнения журнала учета огнетушителей.

    Журнал учета огнетушителей должен содержать информацию о каждом имеющемся в компании огнетушителе: марка огнетушителя, его внешний вид, состояние всех узлов, полная масса, давление. Для передвижных огнетушителей заполняется специальная графа – состояние ходовой части передвижного огнетушителя. Также в случае ремонта необходимо указывать принятые меры по устранения отмеченных недостатков. В любом случае, следует внимательно просмотреть образец журнала учета огнетушителей, что значительно облегчит его заполнение.


    Цена по запросу
    Какой огнетушитель в машине должен быть?
    В соответствии с нормами действующего законодательства, каждый автомобиль должен быть оснащен пожарным огнетушителем. Устройство должно соответствовать требованиям правил пожарной безопасности и находиться в работоспособном состоянии. Существует несколько типов изделий, одобренных к использованию в различных транспортных средствах. Все они имеют свои достоинства и недостатки, касающихся применения, хранения и обслуживания. Сделав правильный выбор, автовладелец не только получит возможность сохранить свое имущество в случае ЧС, но и избежать вреда здоровью. Огнетушитель в автомобиль оп-2 и оу-3 
      
    Содержание:
    Какой огнетушитель должен быть в легковом автомобиле 2019/2020
    Объем огнетушителя для легкового автомобиля
    Огнетушитель в грузовой автомобиль

    Какой огнетушитель должен быть в легковом автомобиле 2019/2020
    Учитывая особые условия эксплуатации в специфичных условиях работы транспортных средств, к конструкции изделия и его характеристикам предъявляются особые требования. Устройство должно соответствовать следующим условиям:
    • не терять работоспособность при температуре эксплуатации от -30 до +50 °С;
    • иметь сертификат на устойчивость к вибронагрузке и тряске;
    • иметь рекомендацию завода-изготовителя для применения на транспортных средствах;
    • техника, оснащенная газовым оборудованием, комплектуется устройством, предназначенным для борьбы с пожарами класса С;
    • специальные транспортные средства, использующиеся в качестве передвижной лаборатории, с оборудованием в фургоне должны комплектоваться огнетушителем с учетом возможного вида (класса) пожара.

    Таким образом, по совокупности характеристик для эксплуатации на автотранспорте пригодны огнетушители углекислотного и порошкового типа. Они устойчивы к отрицательным температурам, их ОТВ обладает диэлектрическими свойствами и достаточной производительностью.

    Рассматривая достоинства и недостатки углекислотного огнетушителя, следует выделить следующие особенности:
    • безопасен при тушении электрооборудования, находящегося под напряжением до 10000 В;
    • хорошие проникающие способности ОТВ внутрь конструкций автомобиля;
    • совершенно не загрязняют место возгорания во время применения;
    • во время тушения, вещество, воздействующее на огонь, не образует ухудшающего обзор места возгорания плотного облака.

    К числу недостатков устройств этого типа можно отнести высокую цену, возможность получить холодный ожог, силу отдачи, которая выше, чем у порошкового огнетушителя.
    Вид
    Срок годности для техосмотра (лет)
    Годность заряда и перезарядка (не реже)
    Углекислотный

    до 15-20

    • раз в 5 лет;
    • при расположении вне кабины/салона не реже 1 раза:
      - порошковые – в 12 мес.;
      - остальные – в 24 мес.
    Порошковый

    до 10


    К достоинствам порошкового огнетушителя можно отнести:
    • низкая по сравнению с углекислотным стоимость;
    • высокая степень безопасности при применении;
    • тушащее вещество обладает свойствами диэлектрика;
    • длина струи достигает шести метров, что обеспечивает высокую степень безопасности при сильном пожаре;
    • считается, что устройство более устойчиво к различным видам механического воздействия, тряске, вибрации.

    К числу минусов, выявленных при эксплуатации устройств порошкового типа, можно отнести низкую способность проникать в труднодоступные места возгорания, сильное загрязнение поверхности объекта, очень плохую видимость из-за облака ОТВ. Особенно негативно влияет на качество тушения огня фактор загрязнения, сопровождаемый возможностью повторного возгорания.

    Инструкция по применению огнетушителя

    По совокупности положительных и отрицательных качеств оба устройства примерно сопоставимы и находят широкое применение на автотранспортных средствах. Изделия других типов для использования на автомобилях малопригодны.

    ⇒ Объем огнетушителя для легкового автомобиля
    В нормативной базе указаны минимально допустимые объемы устройств, предназначенных для оснащения транспортных средств в зависимости от типа ТС и его размеров, назначения и эксплуатационных особенностей. Кроме объема изделия в документации, прилагаемой к устройству, завод-производитель должен указать сведения о пригодности конструкции к эксплуатации на ТС.

    Современные требования предписывают оснащать легковой автомобиль огнетушащим устройством объемом не менее двух литров. Грузовой транспорт принято оснащать огнетушителями, имеющими объем не менее пяти литров.

    Таким образом, для комплектации легкового автомобиля достаточно одного огнетушителя, обладающего объемом не менее 2 литров. Тип изделия должен быть порошковым или углекислотным.

    Автомобили   Объем не ниже (л) Масса заряда (не баллона) не ниже кг
    Легковые 2 2


    Грузовые

    • Для грузовиков в СП 9.13130.2009 не указан конкретный объем, но госорганы рекомендуют 5-литровые баллоны;
    • Для ТС от 7,5 т прописана тушащая способность 2 А и 70 В – ёмкость от 5 л чаще всего подходит. 

    ⇒ Огнетушитель в грузовой автомобиль
    В соответствии с действующими правилами грузовое транспортное средство должно оснащаться огнетушителем исходя из массогабаритных показателей. Если грузовой автомобиль имеет массу до 3,5 тонн, то он комплектуется одним изделием объемом до 2 л и весом до 2 кг, то есть по норме, совпадающей со значением, принятым для легкового автомобиля.

    Грузовые машины, имеющие массу свыше 3,5 т, но не выше 7,5 т или предназначенные для перевозки людей, должны оснащаться двумя устройствами, каждое весом до 2 кг и объемом до 2 литров. Транспортные средства массой свыше 7,5 т и перевозящие опасные грузы должны комплектоваться огнетушащими устройствами объемом и весом от 5 литров/кг соответственно.

    Существуют и особенности размещения изделий на транспортном средстве. Один из огнетушителей должен обязательно находиться в кабине грузовика. Если комплект состоит из двух изделий, то второй баллон должен крепиться в месте, обеспечивающем доступность и эффективность применения. В грузовой машине, предназначенной для перевозки людей, второе изделие должно быть надежно закреплено в кузове, где находятся пассажиры.
    Цена по запросу
    Хранение и эксплуатация пожарных рукавов
    Невозможно представить борьбу с любым серьезным возгоранием без использования пожарных рукавов. Применение различных видов рукавов предполагает выполнение определенных правил, обеспечивающих сохранность и эффективное использование этих устройств. Владение данной информацией позволит не только сделать правильный выбор устройства, но и продлить его срок службы и повысить безопасность эксплуатации.
    Пожарные рукава
    Порядок эксплуатации пожарных рукавов
    Правила эксплуатации пожарных рукавов и их применение
    Срок службы пожарного рукава
    Техническое обслуживание пожарных рукавов
      - Отмачивание / оттаивание
      - Осмотр и проверка
      - Мойка рукавов
      - Сушка рукавов
      - Талькирование рукавов
      - Скатка и перекатка
      - Ремонт рукавов
    Хранение пожарных рукавов

    Порядок эксплуатации пожарных рукавов
    Пожарные рукававходят в перечень важнейших элементов, составляющих материальную часть системы противопожарной защиты. Являясь транспортным трубопроводом, доставляющим ОТВ, они находят применение на всех объектах, оснащенных пожарными кранами, гидрантами, мотопомпами, насосами.
    Эксплуатация изделия организована на основе норм и правил, изложенных в методичках и инструкциях МЧС. Эти источники определяют порядок применения, хранения и обслуживания изделий на предприятиях и в организациях. За применение норм на практике отвечает инженер по противопожарной безопасности или лицо, назначенное приказом руководителем предприятия.

    Условие Описание
    Документальное сопровождение
    • формуляры (эксплуатационные паспорта);
    • книги учета; 
    • табели положенности; 
    • ведомости движения ПР, состояния, инвентаризационные; 
    • акты о перекатке, списании; 
    • бирки о техобслуживании.
    Входной контроль, последующие проверки, испытания При поступлении рукавного оборудования в пожарную часть делают осмотр, испытания на стендах (в том числе на герметичность). Происходит постановка на вооружение: заполняют паспорт, наносят инвентаризационный и порядковый номер.

    Последующие испытания:
    • после каждого ТО;
    • 2 раза в год вместе с пожарной техникой; 
    • каждый раз, если не выдержали проверку внешним осмотром; 
    • всасывающие типы, не использующиеся, находящиеся на складах испытывают после гарантийного хранения, но осмотр должен быть 1 раз в 12 мес.
    Скатка и периодическая перекатка Техническое обслуживание включает скатывание, перекатки, производимые ответственными лицами (начальниками караулов), техотделами, линиями, базами.

    Правила эксплуатации пожарных рукавов и их применение
    Пожарные рукава делятся на напорные, предназначенные для доставки огнетушащего вещества к источнику возгорания, и всасывающие, выполняющие вспомогательные транзитные функции. Повседневная эксплуатация устройств сопровождается документооборотом, призванным оптимизировать производственный процесс и повысить эффективность решения задач. Вся необходимая информация заносится:Эксплуатация пожарных рукавов
    • в книгу учета материальных средств;
    • в эксплуатационные паспорта;
    • в различные ведомости, где фиксируется информация, касающаяся перемещения, качественного состояния и т.д.;
    • в акты по обслуживанию рукавов, в том числе перекатке, акты на списание;
    • в бирки с данными о техническом обслуживании.

    Особым вопросом является контроль за состоянием изделий. Он осуществляется путем проведения испытаний с определенной периодичностью:
    • испытания, проводимые после каждого технического обслуживания;
    • для устройств, находящихся на пожарной технике, не реже двух раз в год;
    • в случае обнаружения внешних недостатков в ходе проведения визуального осмотра;
    • для находящихся на хранении всасывающих рукавов испытания проводятся не реже одного раза в 12 месяцев;
    • первичные испытания, проводимые при поступлении изделия в пожарную часть.

    Мероприятия по техническому обслуживанию должны включать в себя скатки и перекатки изделий. В период эксплуатации устройства должны периодически меняться. Для этого осуществляется оборот рукавов, находящихся на рабочих объектах и хранящихся на складе. В пожарный расчет изделия выдаются в чистом, исправном состоянии с навязанной арматурой.

    Для поддержания устройства в рабочем состоянии и обеспечения требований безопасности разработан перечень правил:
    • для прокладки линии подбирается поверхность с твердым покрытием;
    • соединительные узлы должны содержаться в чистоте, а поверхность шланга не должна контактировать с агрессивными веществами, например, с нефтепродуктами или химически активными реагентами;
    • рукава на должны подвергаться динамическим нагрузкам, их запрещено сбрасывать с высот, особенно заполненные;
    • нельзя допускать перегибы шланга и его попадание на поверхность, где есть опасность прокола, прожигания, перегиба;
    • запрещено механическое воздействие на головки и другие виды пожарной арматуры;
    • следует избегать прокладки рукавов на проезжих частях, на рельсовых путях, в случае крайней необходимости пользоваться специальными мостиками или укладывать шланг в межрельсовое пространство или под рельсами между шпалами;
    • при спуске устройства с высоты использовать веревки и тросы;
    • во всех случаях обеспечивать плавный запуск и перекрытие подачи ОТВ в шланг;
    • в месте разветвлений создается необходимый запас рукавов;
    • с помощью зажимов в обязательном порядке осуществляется устранение течи сквозь повреждения.
    Для обеспечения оптимальной эксплуатации рукавов в зимний период существует отдельный свод правил.

    Срок службы пожарного рукава
    Срок эксплуатации определяется заводом-изготовителем и требованиями противопожарного законодательства. Как правило, срок службы данных конструкций, заявляемый заводом, составляет 10 лет. Рекордный срок эксплуатации, определенный одним из предприятий, составил 20 лет.
    Срок в 10 лет обозначен и в основных документах, регулирующих вопросы противопожарной безопасности. Иные сроки содержаться в требованиях ГОСТа, где указано, что эксплуатационный срок для всасывающих рукавов составляет 24 месяца, а срок хранения – 40 месяцев. Для напорных рукавов срок эксплуатации, определенный ГОСТом, составляет от 5 лет.
    Необходимо учитывать, что и по истечению 10 лет при успешном прохождении очередных испытаний срок службы изделий продляется на период до следующих контрольных мероприятий.

    Техническое обслуживание пожарных рукавовПожарный рукав Стандарт Ду80 мм
    С целью поддержания в рабочем состоянии всех видов пожарных рукавов, а также продления их срока эксплуатации, проводятся специальные мероприятия. Результаты произведенных действий фиксируются в пожарной документации, ведущейся на предприятии и в пожарной части. В пожарной части лицом, ответственным за техническое обслуживание, является начальник караула, а на предприятии – специалист по пожарной безопасности. Техобслуживание включает в себя ряд отдельных мероприятий и контрольных действий.

    ⇒ Отмачивание / оттаиваниеВанна для отмачивания / оттаивания пожарных рукавов
    Эти действия находят применение в случае промерзания конструкции в зимнее время года. Особенно актуально оттаивание в случае возникновения непредвиденной ситуации во время пожаротушения.
    При первоначальном промерзании на пожарные головки воздействуют с помощью пара, кипятка или выхлопными газами автомобилей, а после разъединения воздействуют на шланг путем сгиба и складывания конструкции в «гармошку». В случае, когда происходит глубокое промерзание всего изделия, его транспортируют в часть без сгиба и деформации конфигурации шланга.
    Доставив устройство в часть, производят его отогрев путем размещения в теплом помещении или в горячей ванне. В случае, когда рукав сильно загрязнен, его отмачивают в ванне, наполненной горячей водой.

    Осмотр и проверка
    Визуальный осмотр устройства призван выявить наличие свищей, разрывов, дефектов и повреждений поверхностей шланга и комплекта арматуры. В ходе внешнего осмотра обращается внимание на степень загрязнения изделия и наличие маркировки.
    Периодичность проведения мероприятия составляет 1 раз в месяц для рукавов, находящихся в эксплуатации, и 1 раз в год для шлангов, хранящихся на складе. Результаты проверки фиксируются документально.

    Мойка рукавов Экспресс-мойка пожарных рукавов
    Загрязнение рукавов, находящихся в эксплуатации является распространенным, если не постоянным явлением. Чрезвычайные ситуации, к числу которых относится пожар, не сопровождаются стерильными условиями. Существует несколько способов мойки шлангов:
    • очистка и помывка поверхности шлангов с помощью волосяных щеток;
    • с применением специальных рукавомоечных механических устройств;
    • с помощью направленной струи воды, поступающей под давлением.

    Сушка рукавовСушка пожарных рукавов
    Наиболее простым способом является естественная просушка, представляющая собой равномерную раскладку шлангов на сухой открытой поверхности. Особенно эффективна сушка под открытым небом без попадания прямых солнечных лучей на поверхность рукавов.
    Механический способ сушки предполагает применение специальных устройств в виде шкафов и иных конструкций. В камеру подается нагретый воздух, который проходит сквозь ряды висящих рукавов. Изделия подвешиваются на определенной высоте в количестве до 15 штук на м². 

    Талькирование рукавов
    Важным элементом в подготовке устройства к работе является его обработка тальком. Без процедуры талькирования рукав может полностью потерять способность к транспортировке ОТВ. В результате слеживания резиновые и латексные поверхности шлангов слипаются, что препятствует прохождению тушащего состава.

    После сушки изделия должны подвергаться талькированию с помощью применения специального оборудования. Из емкости в подключенный к машине шланг с помощью компрессора подается тальк, который создает тонкий слой вещества на внутренней поверхности изделия.

    ⇒ Скатка и перекаткаСкатка и перекатка пожарных рукавов
    Мероприятие проводится после окончания сушки напорных рукавов. Эти изделия, в отличие от ВПР хранятся в обвязанной скатке. Существует несколько видов скатки, в том числе одинарная, двойная, «гармошка», «восьмерка».
    Перекатка производится каждый раз после применения устройства, после технического обслуживания и ремонта. Для изделий, находящихся в эксплуатации, процедура обязательна не реже одного раза в 12 месяцев. Для хранящихся на складе – не реже одного раза в 3 месяца.

    Ремонт рукавов
    Существует два вида ремонта:
    • непосредственно возле объекта тушения пожара;
    • на предприятии или в пожарной части.
    В первом случае используются средства оперативного ремонта, в том числе латки, заплаты, зажимы. Во втором случае рукав ремонтируют при помощи клея, сырой резины, с использованием вулканизации.

    Вариант Описание
    Вулканизация Применяют нагревательное спецоборудование. Варианты заплаток:
    • Сырой резиной, растворенной в авиационном топливе, поэтапное нанесение нескольких слоев;
    • Из комбинации растворенной резины с прорезиненным материалом.
    Клеи Для ремонта наносят клей (Витур с отвердителем ПИЦ), ставят заплату из ткани Чефер или аналогичной ПР, зажимают струбциной, держателями. Используют приспособление, приклеивающее заплатку изнутри. Нюансы описаны в локальных актах, например, в Инструкции по эксплуатации НПР в подразделениях ГПС утв. МЧС Ленинградской обл.

    Замена головок Вся поврежденная рукавная арматура не ремонтируется, а заменяется новой.


    Хранение пожарных рукавов
    При организации процесса хранения следует помнить, что НПР должны быть свернуты в мотки одинарным способом и установлены вертикально. Для находящихся в текущей эксплуатации устройств применяется способ так называемой двойной скатки.
    Изделия, находящиеся на хранении, должны оснащаться биркой. В непосредственной близости от места хранения не должно быть острых выступов и предметов. Температура окружающего воздуха не должна быть отрицательной. Источники тепла не должны находиться ближе 1 метра от места хранения ПР.
    Цена по запросу
    Характеристики тройника ППТФ
    Тройник ППТФПри укладке стационарной пожарной магистрали ключевое значение имеют трубы различных диаметров, арматура и комплектующие, в том числе фланцевые тройники. Одним из наиболее распространенных изделий является тройник с пожарной подставкой ППТФ, размеры ответвления которого могут различаться. Материалом изготовления изделия обычно служит сталь или высокопрочный чугун.

    Устройство предназначено для установки пожарного гидранта на участке трубопровода. Изделие размещается на линии трубопровода, при этом пожарная подставка направлена вертикально вверх. Сделано это для вертикального монтажа гидранта на фланец подставки.

    Два фланца из нижнего разветвления тройника служат для соединения с ниткой основного водовода. Третий отвод тройника предназначен для монтажа резервной линии водоснабжения. Это позволяет обеспечить устойчивое поступление воды к пожарному гидранту.
    Тройник ППТФ (схема)
    Устройство рассчитано на воздействие внутреннего давления величиной до 10 кгс/см², что позволяет ему выдерживать нагрузку, достаточную для создания устойчивой подачи мощной струи воды к очагу возгорания. 

    Изделие позволяет обеспечить бесперебойную работу системы водоснабжения при температуре рабочей среды до 50°С. Диаметр фланца пожарной подставки составляет 330 мм.


    Помимо наружного обеспечения пожарной инфраструктуры устройство может быть использовано и для решения других задач. В том числе:
    • в водопроводных сетях;
    • в качестве конструкционного элемента системы канализации;
    • для организации электрохимической защиты, в том числе подземных металлических сооружений; 
    • в системе горячего водоснабжения и отопления;
    • при монтаже системы мелиорации;
    • в промышленном производстве, в том числе и при создании инфраструктуры опреснительных установок.

    Изделие отличается надежностью и долговечностью при эксплуатации в различных условиях. Особенно устойчивы к использованию в экстремальных условиях изделия из высокопрочного чугуна. Срок службы тройника из ВЧШГ составляет до 100 лет. Монтаж и крепление устройства осуществляется с помощью сварки и винтового соединения для изделий из стали, и посредством стяжки на болтах для ВЧШГ.
    Цена по запросу

Возврат к списку